Если посмотреть на японскую письменность (которая основывается на заимствованной много веков назад китайской), то можно увидеть, что почти все иероглифы, обозначающие дом или другие строения, имеют верхний элемент – “крышу”. Это отражает японский подход к строительству. В традиционном японском доме сначала возводятся несколько деревянных колонн, затем на них опирают крышу и только потом ставят внутренние стены. Важность крыши, как элемента здания, можно объяснить климатическими особенностями Японии. Крыша дома в традиционном японском стиле должна обеспечивать надежную защиту от осадков в сезон дождей и во время тайфунов.
В то же время жаркое и влажное японское лето требует хорошей вентиляции. Из-за этого физическое разграничение пространства в доме в традиционном японском стиле сильно отличается от европейского. В европейских и русских домах – как каменных, так и деревянных – в первую очередь строят крепкие внутренние и внешние стены, которые определяют количество помещений и их размер. Жилище надежно ограждено от внешнего мира, с которым его связывают только несколько дверей и окон. Напротив, в деревянных домах в японском стиле между опорными колоннами нет никаких капитальных стен. Перегородки можно в любое время полностью раздвинуть и объединить внутреннее пространство с внешней средой. Кроме того, пространство внутри дома также устроено очень гибко: перегородки фусума разграничивают комнаты, которые при необходимости могут быть превращены в одну.
Единственная капитальная стена в японском традиционном доме находится в центре. Вокруг нее располагаются спальни, а их окружают уже функционально гибкие комнаты. Веранда энгава окружает дом по периметру, и она может быть отделена от окружающего пространства деревянными решетками. Свесы кровли в домах в японском стиле вытянуты далеко за границу стен, чтобы создавать некое промежуточное пространство между домом и садом.
ДЕРЕВЕНСКИЕ ДОМА МИНКА
Самыми похожими на дома в нашем понимании можно считать минка (буквально “дом простых людей”). Так называли любые дома крестьян, рыбаков и мелких ремесленников – от крупных домов деревенских старост до лачуг бедных крестьян. Внешний вид минка и используемые при строительстве материалы сильно отличаются в зависимости от региона. Минка на севере строились, чтобы пережить морозы и снегопад; все окна и двери закрывались деревянными решетками амадо, чтобы холод не попал внутрь. Дома минка в южных префектурах выделяются низкой кровлей и большими свесами, которые затеняют внутренние помещения и направляют поток воздуха внутрь здания.
В любом регионе в строительстве использовали самое доступное сырье. Как правило, внешними стенами служили бамбуковые стволы, которые промазывались глиной, а крыша покрывалась туго сплетенной рисовой соломой, защищавшей от осадков. Внутри минка состояли из двух раздельных помещений. Часть с земляным полом дома предназначалась для приготовления пищи, проведения работ, содержания птицы и мелких домашних животных. Жилые комнаты, гостиная и спальни, располагались на приподнятом над землей полом.
Исторически дома минка строились жителями деревни вместе с путешествующими столярами. Такие мастера ездили по всему региону, разрабатывали конструкцию дома и ставили основные элементы – опоры и крышу, а остальное доделывали сами крестьяне и рыбаки. Некоторые минка сохранились до сих пор и сейчас являются интересными источниками сведений о том, как была устроена жизнь простых японцев 200-300 лет назад.
ГОРОДСКИЕ ДОМА МАТИЯ
Матия (“городской дом”) – это небольшие дома в японском стиле, которые начали появляться еще в эпоху Хэйан, но завершенный вид приняли в эпоху Эдо. Хозяевами чаще всего были торговцы или ремесленники, поэтому матия служили и жилищем, и магазином или мастерской. Такие японские дома отличаются вытянутой формой: арендную плату определял размер занимаемого участка улицы, поэтому фасад матия чаще всего узкий. В ближайшей ко входу комнате выставлялись товары или принимались заказы у клиентов. Далее могло идти служебное помещение, а жилые комнаты располагались в самой дальней от входа части здания. Самой большой являлась гостиная “дзасики” – глава семейства использовал ее как свой кабинет, в ней принимали гостей или важных клиентов. К гостиной обязательно прилегал сад, пусть даже очень небольшого размера. Он служил не только для украшения дома и выражения утонченных вкусов хозяина, но и для обеспечения жилища светом и свежим воздухом. В маленьких домах в японском стиле использовали “цубонива”, сады размером около 3 кв.м.
РЕЗИДЕНЦИИ ЯПОНСКОЙ АРИСТОКРАТИИ
В конце 16-ого века под влиянием буддизма появился стиль, который в дальнейшем стал олицетворением японской архитектуры – “сукия-дзукури”. Он представляет собой менее формальную разновидность сёин-дзукури, стиля буддистских монастырей и замков военачальников. “Сукия” означает “изящный дом”: архитектура и интерьер таких резиденций отражала социальный уровень и утонченность их жителей.
Внешне они не отличаются пышным блеском или яркой отделкой. Большой дом в японском стиле “сукия-дзукури” строился из натуральных материалов естественного цвета. Расстояние между деревянными опорами закрывалось раздвижными перегородками из рисовой бумаги, а двускатная или четырехскатная покрывалась черепицей. Внутри дом делился на небольшие комнаты, чаще всего размером в 4,5 татами (около 8,2 кв.метров). Красота и роскошь таких домов заключалась в деликатном использовании натурального дерева, тонкой отделке и тщательном подборе немногочисленных украшений. Нишу токонома в каждой комнате украшал каллиграфический свиток или цветочная композиция икебана; все подбиралось в соответствии с сезоном и подчеркивало эрудицию хозяев. Однако самую главную роль играл тщательно продуманный сад, расположенный вокруг дома. Видом на сад наслаждались из гостиной или при прогулке. Нередко в саду размещали отдельный домик для чайной церемонии.