Как и модернисты в 1920-х годах, архитекторы 60-х годов XX века считали, что существует некий “дух времени”, и искали возможность выразить его в архитектуре. В результате их изысканий появился стиль “хайтек” (сокращение от “high technology”), в котором работали в основном британские и итальянские архитекторы. Дух того времени заключался в быстром технологическом развитии, и архитектура стиля хайтек должна была вобрать в себя инновации из промышленности, транспорта, космических исследований. Возник вопрос – почему люди продолжают строить дома из таких громоздких материалов, от которых много отходов, как кирпич, бетон и дерево? Может быть, дома лучше строить из легких и аккуратных материалов, как металл и стекло, которые можно производить на заводе и быстро собирать на стройплощадке?
Архитекторы рассматривают дома в хайтек стиле как продукт промышленности, как оборудование, которое должно быть эффективным и функциональным, отрицая художественную составляющую. Впрочем, ключевые элементы стиля хайтек – открытый металлический каркас, выставленные напоказ вентиляционные трубы и технические короба, панорамное остекление – чаще всего не являются самыми дешевыми решениями при строительстве, и в этом архитектура хайтека отходит от принципа промышленного производства “выбирай простой и дешевый способ”.
ХАЙТЕК В ЖИЛОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Самым первым примером такого частного жилого дома можно назвать проект одноэтажного дома в стиле хайтек, который получил название “Дом Уимблдон” или “Роджерс-Хаус” по имени его создателя, архитектора Ричарда Роджерса. Его вместе с Норманом Фостером и итальянским архитектором Ренцо Пиано можно назвать родоначальниками стиля хайтек в архитектуре. Сам проект задумывался как возможность продемонстрировать систему новых быстровозводимых домов, которая позволила бы быстро строить доступные дома. Роджерс даже говорил, что дом Уимблдон должен был решить жилищную проблему в Великобритании. Увы, дом не поступил в серийное производство, но даже сейчас выглядит настолько современно, что его можно спутать с каким-нибудь из минималистичных загородных домов, очень популярных в последнее время.
Вытянутый прямоугольник сделан из яркого-желтого металлического каркаса, панорамного остекления переднего и заднего фасадов и глухих панелей стен по бокам. Раздвижные перегородки внутри позволяют постоянно менять открытую планировку дома, приспосабливаясь к желаниям хозяина. Предполагалось, что благодаря металлическому каркасу дом можно будет практически бесконечно увеличивать в длину.
Последующие проекты домов в стиле хайтек так или иначе напоминают дом Уимблдон – это вытянутые, как правило, одноэтажные здания с плоской крышей, с полным или значительным остеклением фасадов. Популярны прямоугольные или квадратные формы, из материалов допускается металл, стекло, иногда бетон. Классическая цветовая гамма для дизайна дома в стиле хайтек – это монохромная черно-белая палитра, иногда с оттенками серого. Также допускаются металлизированная покраска, оттенки серого или холодного бежевого.
Стиль хайтек приветствует видимое присутствие коммуникаций во внешнем и внутреннем облике зданий, поэтому все вентиляционные трубы и инженерные короба можно прокладывать подчеркнуто открыто, придавая дому более “индустриальный” вид. Это облегчает многие работы по проектированию инженерных сетей, так как пропадает необходимость прятать коммуникации в запотолочном пространстве или стенах.
Возможно, кому-то такие дома могут показаться слишком примитивными или холодными, но элементы стиля хайтек остаются актуальными и в наше время, когда многие выбирают минималистичные интерьеры. Роджерс вдохновлялся своим домом при разработке дизайн-проекта знаменитого центра Помпиду, а дома в стиле хайтек на фото ниже вдохновляют тех, кто хочет отдохнуть от чрезмерного “визуального шума” и украшений.