Заказчик долгое время являлся клиентом партнерской галереи, коллекционировал японское декоративно-прикладное искусство и холодное оружие. Для него главную ценность представляет не стоимость, а провенанс – история создания и прошлых владельцев, энергетика предмета. Он всегда с большим вниманием и интересом слушал рассказы японских мастеров об их обучении и работе.

Зная, что заказчик строит новый дом, мы спросили, не планирует ли он отдельное пространство для его обширной коллекции. На тот момент назначение всех комнат уже было определено, поэтому сотрудничество не сложилось. Однако через полтора года заказчик обратился уже с просьбой исправить ошибку автора основного проекта и продумать размещение небольшой домашней галереи в подземном этаже здания.

Основное требование – комната должна быть полностью спроектирована и сделана японскими специалистами из японских материалов. Помня о любви заказчика к историям, IDEOLOGIST уделили большое внимание разработке концепции. Ее презентация включала не просто текст и графические изображения – специально был разработан VR-тур и звуковое сопровождение, с помощью которого участники могли погрузиться в атмосферу будущей галереи. Помимо ограниченного размера комнаты, японским специалистам при разработке рабочего проекта пришлось столкнуться с необходимостью интеграции комнаты в сложные инженерные системы всего дома, а архитектору предусмотреть плавный переход от европейского дизайна интерьеров в японскую зону.

Команда бюро провела большое количество переговоров с подрядчиками в Японии, прежде чем смогла найти компанию, готовую взяться и за разработку проекта, и за дальнейшую комплексную реализацию.

IDEOLOGIST удалось создать уникальную по материалам и техническому наполнению галерею. Пол выложен камнем датэкан – вулканическим андезитом, который добывают в единственном месте, на горе Окураяма. Современные японские и европейские архитекторы любят его за экспрессивную текстуру и резкие переходы цветов. Каркас подиума в центре комнаты покрыт японским лаком уруси, а сам подиум сделан из татами из антиаллергенной рисовой бумаги. В нише под столом предусмотрен подогрев пола, так как нахождение в галерее не предполагает использования никакой обуви, даже домашней. Традиционные материалы представлены также бумагой васи, покрытой тончайшим слоем серебряной фольги, и панелями кумико.

Предметы в коллекции не связаны одной тематикой, поэтому для правильной демонстрации архитекторы предусмотрели специальную мультимедийную систему и программы освещения. При посещении галереи зритель выбирает в программе определенные предметы искусства, после чего общий свет затемняется, а миниатюрные светильники подсвечивают только заданные объекты. В то же время на экране в нише токонома появляется сопутствующий видеоряд – либо видео автора этих предметов с рассказом, либо виды природы Японии, задающие настрой для созерцания искусства. Благодаря такому техническому решению удалось «собрать» коллекцию. Она постоянно расширяется, и мобильные полки в нишах позволят разместить предметы любого размера.

В настоящее время проект находится в процессе реализации.

Год
Команда