“Кумико” или “кумико дзайку” — это японское традиционное декоративное искусство. Так называют технику создания деревянных панелей из более мелких базовых элементов без применения гвоздей или клея. Изначально кумико чаще всего использовалось при создании ранма – узорчатых элементов между раздвижными перегородками и потолком, через отверстия в которых в помещения поступал свет и воздух. Также решетки кумико встречаются в самих перегородках сёдзи или декоративных панелях для украшения интерьера.
ТЕХНИКА
Для кумико чаще всего выбирают ценную древесину японского кипариса хиноки или японского кедра суги. Массив дерева нарезают на рейки “кумики”. Затем их шлифуют, торцы подрезают, при необходимости вырезают мельчайшие пазы и бороздки, а потом составляют вместе, как кусочки мозаики, в небольшие по размеру элементы. Отсутствие клея требует от мастеров невероятной точности и соблюдения всех размеров вплоть до десятых долей миллиметров, иначе узор не будет держаться. Тонкие рейки можно легко сломать двумя пальцами, но благодаря тщательным расчетам и механическому напряжению они формируют удивительно прочные панели.
Существует две основных формы элементов – “хиси” (“бриллиант”) и “коси” (“решетка”). На их основе разработаны классические узоры японских декоративных решеток:
- “асаноха” (“лист конопли”) – традиционный японский узор, который используется не только в кумико, но и в текстиле и графическом дизайне. Шестиугольный силуэт действительно чем-то напоминает листок конопли.
- “гома” (“кунжут”) – стык нескольких реек отдаленно похож на изображение мелких цветов кунжута.
- “сакура” – цветы сакуры, по праву считающейся символом Японии, нашли отражение и в одном из самых популярных узоров кумико.
- “сёкко” – узор, сочетающий восьми- и четырехугольные фигуры, изначально был узором китайской парчовой ткани, но со временем стал появляться на кимоно и в интерьере.
Это только несколько узоров, при этом выдающиеся мастера владеют 200-250 узорами и постоянно разрабатывают свои собственные варианты. Из этих элементов составляются большие панели для перегородок сёдзи или панно. Конечно, все не ограничивается только мозаичными комбинациями похожих элементов. С помощью сочетания разных узоров и тонирования древесины японские кумико могут быть собраны в настоящие картины.
ЯПОНСКИЕ КУМИКО И СОВРЕМЕННОСТЬ
Все панели делают полностью вручную: для их создания необходимы высокая квалификация мастера, много времени и сил. Поэтому купить японские кумико в магазине нельзя, для этого нужно обратиться в одну из мастерских, которых насчитывается всего несколько десятков по всей Японии. Каждое изделие – это результат взаимодействия заказчика и мастера: резчик по дереву тщательно подбирает возможные комбинации узоров под заданные размеры или конкретные пожелания.
Конечно, сейчас даже в Японии все меньше домов или квартир, в которых есть традиционные японские комнаты с татами, поэтому перегородки сёдзи и ранма постепенно исчезают из японского быта. Однако панели кумико становятся все более популярными для украшения интерьеров гостиниц и ресторанов, придавая им легко считываемую “японскость”. Деревянные кружева хорошо сочетаются с японской бумагой васи, которая пропускает свет, поэтому такие панели особенно выигрышно смотрятся с интерьерной подсветкой.
Ручной труд мастеров ценится очень высоко, и немногие могут позволить себе заказать раздвижные перегородки или большие декоративные панели. Тем не менее, мастерские кумико предлагают новые решения даже для небольших городских квартир. Например, традиционные японские светильники андон из кумико и васи, тумбы под телевизор и небольшие комоды с дверцами, выполненными в технике кумико. Утонченные узоры кумико прекрасно смотрятся в любом интерьере, а натуральное дерево и отшлифованное веками мастерство подчеркнут вкус владельца.
Компания Ideologist+ сотрудничает с японской мастерской Tanihata, чьи панели из кумико можно увидеть в Four Seasons, Gajoen, Ritz-Carlton, Shangri-la, премиальных гостиницах и ресторанах высокой кухни в Токио и других городах Японии.