Фото - Картонный собор в Крайстчерче

Современная японская архитектура

После окончания Второй мировой войны страна находилась в плачевном состоянии. Все основные промышленные города были разрушены, центры Токио и Осака подверглись масштабным бомбардировкам, а Хиросима и Нагасаки были практически стерты с лица Земли в результате взрывов атомных бомб. На этом фоне начала бурно развиваться современная японская архитектура. В первой половине ХХ века японцы активно обучались за рубежом у выдающихся западных мастеров – например, у Ле Корбюзье. Теперь же следующее поколение японских архитекторов получило возможность создать новый облик японских городов.

СОВРЕМЕННЫЙ ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ

В 1954 году немецкий архитектор Вальтер Гропиус при посещении Японии написал Ле Корбюзье: “Дорогой Корбу! Все, за что мы боремся, также можно найти и в японской культуре. Традиционный японский дом – это самое лучшее и современное, что я видел”. Однако целью японских архитекторов того времени была реинтеграция страны в мировое сообщество, поэтому уже с начала 50-х годов Япония становится известна как родина выдающихся авангардных архитекторов. С этого периода японский дизайн и архитектурные проекты обсуждаются и копируются, а также вдохновляют западных последователей. Современный японский стиль в архитектуре во многом определили следующие архитекторы:

КЭНДЗО ТАНГЭ

Поклонник Ле Корбюзье, Тангэ сыграл огромную роль в восстановлении Хиросимы после бомбардировок и строительстве мемориального комплекса мира. Он заложил основы метаболизма – архитектурного направления, которое сочетает идеи мегаструктур с биологическим ростом и изменениями. Здания его авторства стали участниками основных вех в развитии Японии. Среди них можно назвать комплекс стадионов Ёёги для Олимпийских игр 1964 года, генеральный план и здания Всемирной выставки Экспо-70 в Осаке, а также собор Пресвятой Девы Марии в Токио. Кроме того, Тангэ вел активную преподавательскую деятельность и работал над городским планированием. В 1987 году он стал первым японским архитектором-лауреатом Притцкеровской премии.

Собор Пресвятой Девы Марии. Photo by scarletgreen

Музей современного искусства в Лос-Анджелесе. Photo by joey zanotti

АРАТА ИСОДЗАКИ

Начал карьеру архитектора у Кэндзо Тангэ; последний высоко ценил своего ученика даже после ухода Исодзаки из компании. Он распространил влияние современной японской архитектуры на некоторые выдающиеся здания 20 века внутри и за пределами страны. Изначально Исодзаки работал в стиле модернизма, но потом разработал свой собственный подход, который базировался на использовании чистых форм, пространства и постмодернистских идей. Среди основных работ лауреата Притцкеровской премии 2019 года можно назвать художественную башню Мито, музей современного искусства в Лос-Анджелесе, национальную библиотеку Катара.

КИСЁ КУРОКАВА

Убежденный последователь архитектуры метаболизма стал автором проекта-символа современной архитектуры Японии. Это капсульная башня Nakagin Tower – здание из 140 капсул, которые можно использовать как офисы или небольшие квартиры для тех, кому важно жить в центре города. По задумке Курокава расположение капсул можно произвольно менять, добавлять новые модули и заменять по мере изнашивания. В России по проекту бюро Кисё Курокава был построен Крестовский стадион, ставший домашним стадионом ФК “Зенит”.

Капсульные башни Накагин. Photo by Jonathan Lin

Пулитцеровский художественный фонд. Photo by local louisville

ТАДАО АНДО

Тадао Андо буквально архитектор-самоучка – у семьи не было денег на университетское образование, так что все свои знания ему пришлось приобрести самому. Тем не менее, он разработал узнаваемый стиль, схожий по эффекту с поэзией хайку. Андо подчеркивает пустоту пространства и красоту простоты. Он внес японские элементы в европейский контекст: это можно увидеть в зданиях Пулитцеровского художественного фонда и музея современного искусства в Форт-Уэрте. Также Андо известен своей работой со светом, лучший образец которой представляет часовня Света в Осака.

КЕНГО КУМА

Его можно назвать самым японским из японских архитекторов. Кэнго Кума работает над задачей возрождения традиций японских домов и исторических ремесел, а также их современной интерпретацией. В своих работах он использует много дерева, стекла и камня. Такая смесь традиционных элементов, современных технологий и натуральных материалов завоевала любовь по всему миру. Среди его заказчиков – японское правительство, глобальные бренды и частные лица, а список работ включает как кафе “Старбакс”, так и стадион для Олимпийских игр-2020.

Туристический центр Асакуса. Photo by 準建築人手札網站

Картонный собор в Крайстчерче. Photo by 準建築人手札網站

СИГЭРУ БАН

Сигэру Бан, возможно, не самый “модный” архитектор, но его работы заставили по-новому взглянуть на социальную роль архитектуры и ее экологичность. Его значительный вклад в архитектурные инновации и филантропию был отмечен Притцкеровской премией в 2014 году. Цель Сигэру Бана – не просто создавать эстетически привлекательную архитектуру, а использовать ее для помощи нуждающимся, быстро и эффективно обеспечивать крышу над головой для беженцев и жертв стихийных бедствий. Он разрабатывал жилища для пострадавших по всему миру, а одним из самых известных зданий является картонный собор в Крайстчерче.

ТОЙО ИТО

Отличительной чертой его творчества считаются сочетание минимализма и технологичности, дополненных узнаваемыми элементами традиционной и современной японской архитектуры. В своих работах он руководствуется человеком и его потребностями, а здания должны только обеспечивать свободу и комфорт для человеческой деятельности. Тойо Ито разрабатывал как коммерческие проекты офисов и магазинов для популярных брендов, так и социальные учреждения. К последним относится и его самая известная работа, медиатека Сэндай. Легкость и прозрачность постройки обманчивы – здание выдержит самое сильное землетрясение благодаря инновационной конструкции.

Медиатека в Сэндай. Photo by ANGE URBAIN

ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Благодаря вышеперечисленным архитекторам почти каждый узнает современную архитектуру Японии на фото. Они оказали огромное влияние на формирование визуальной составляющей современного мира и развитие архитектурных трендов. Трудно представить наши города без минимализма, игры света и тени, бетона и строгой геометрии линий.