После окончания Второй мировой войны страна находилась в плачевном состоянии. Все основные промышленные города были разрушены, центры Токио и Осака подверглись масштабным бомбардировкам, а Хиросима и Нагасаки были практически стерты с лица Земли в результате взрывов атомных бомб. На этом фоне начала бурно развиваться современная японская архитектура. В первой половине ХХ века японцы активно обучались за рубежом у выдающихся западных мастеров – например, у Ле Корбюзье. Теперь же следующее поколение японских архитекторов получило возможность создать новый облик японских городов.
СОВРЕМЕННЫЙ ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ
В 1954 году немецкий архитектор Вальтер Гропиус при посещении Японии написал Ле Корбюзье: “Дорогой Корбу! Все, за что мы боремся, также можно найти и в японской культуре. Традиционный японский дом – это самое лучшее и современное, что я видел”. Однако целью японских архитекторов того времени была реинтеграция страны в мировое сообщество, поэтому уже с начала 50-х годов Япония становится известна как родина выдающихся авангардных архитекторов. С этого периода японский дизайн и архитектурные проекты обсуждаются и копируются, а также вдохновляют западных последователей. Современный японский стиль в архитектуре во многом определили следующие архитекторы:
КЭНДЗО ТАНГЭ
Поклонник Ле Корбюзье, Тангэ сыграл огромную роль в восстановлении Хиросимы после бомбардировок и строительстве мемориального комплекса мира. Он заложил основы метаболизма – архитектурного направления, которое сочетает идеи мегаструктур с биологическим ростом и изменениями. Здания его авторства стали участниками основных вех в развитии Японии. Среди них можно назвать комплекс стадионов Ёёги для Олимпийских игр 1964 года, генеральный план и здания Всемирной выставки Экспо-70 в Осаке, а также собор Пресвятой Девы Марии в Токио. Кроме того, Тангэ вел активную преподавательскую деятельность и работал над городским планированием. В 1987 году он стал первым японским архитектором-лауреатом Притцкеровской премии.
АРАТА ИСОДЗАКИ
Начал карьеру архитектора у Кэндзо Тангэ; последний высоко ценил своего ученика даже после ухода Исодзаки из компании. Он распространил влияние современной японской архитектуры на некоторые выдающиеся здания 20 века внутри и за пределами страны. Изначально Исодзаки работал в стиле модернизма, но потом разработал свой собственный подход, который базировался на использовании чистых форм, пространства и постмодернистских идей. Среди основных работ лауреата Притцкеровской премии 2019 года можно назвать художественную башню Мито, музей современного искусства в Лос-Анджелесе, национальную библиотеку Катара.
КИСЁ КУРОКАВА
Убежденный последователь архитектуры метаболизма стал автором проекта-символа современной архитектуры Японии. Это капсульная башня Nakagin Tower – здание из 140 капсул, которые можно использовать как офисы или небольшие квартиры для тех, кому важно жить в центре города. По задумке Курокава расположение капсул можно произвольно менять, добавлять новые модули и заменять по мере изнашивания. В России по проекту бюро Кисё Курокава был построен Крестовский стадион, ставший домашним стадионом ФК “Зенит”.
ТАДАО АНДО
Тадао Андо буквально архитектор-самоучка – у семьи не было денег на университетское образование, так что все свои знания ему пришлось приобрести самому. Тем не менее, он разработал узнаваемый стиль, схожий по эффекту с поэзией хайку. Андо подчеркивает пустоту пространства и красоту простоты. Он внес японские элементы в европейский контекст: это можно увидеть в зданиях Пулитцеровского художественного фонда и музея современного искусства в Форт-Уэрте. Также Андо известен своей работой со светом, лучший образец которой представляет часовня Света в Осака.
КЕНГО КУМА
Его можно назвать самым японским из японских архитекторов. Кэнго Кума работает над задачей возрождения традиций японских домов и исторических ремесел, а также их современной интерпретацией. В своих работах он использует много дерева, стекла и камня. Такая смесь традиционных элементов, современных технологий и натуральных материалов завоевала любовь по всему миру. Среди его заказчиков – японское правительство, глобальные бренды и частные лица, а список работ включает как кафе “Старбакс”, так и стадион для Олимпийских игр-2020.
СИГЭРУ БАН
Сигэру Бан, возможно, не самый “модный” архитектор, но его работы заставили по-новому взглянуть на социальную роль архитектуры и ее экологичность. Его значительный вклад в архитектурные инновации и филантропию был отмечен Притцкеровской премией в 2014 году. Цель Сигэру Бана – не просто создавать эстетически привлекательную архитектуру, а использовать ее для помощи нуждающимся, быстро и эффективно обеспечивать крышу над головой для беженцев и жертв стихийных бедствий. Он разрабатывал жилища для пострадавших по всему миру, а одним из самых известных зданий является картонный собор в Крайстчерче.
ТОЙО ИТО
Отличительной чертой его творчества считаются сочетание минимализма и технологичности, дополненных узнаваемыми элементами традиционной и современной японской архитектуры. В своих работах он руководствуется человеком и его потребностями, а здания должны только обеспечивать свободу и комфорт для человеческой деятельности. Тойо Ито разрабатывал как коммерческие проекты офисов и магазинов для популярных брендов, так и социальные учреждения. К последним относится и его самая известная работа, медиатека Сэндай. Легкость и прозрачность постройки обманчивы – здание выдержит самое сильное землетрясение благодаря инновационной конструкции.
ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Благодаря вышеперечисленным архитекторам почти каждый узнает современную архитектуру Японии на фото. Они оказали огромное влияние на формирование визуальной составляющей современного мира и развитие архитектурных трендов. Трудно представить наши города без минимализма, игры света и тени, бетона и строгой геометрии линий.